Украина как арена для реформаторских экспериментов

https://kor.ill.in.ua/m/610x385/2377362.jpg

Еще в 18 веке, экономист Адам Смит одним из первых поставил вопрос: почему одни страны становятся успешными, а другие нет. И с тех пор данный вопрос оброс большим количеством ответов.   Но несмотря на плюрализм мнений, есть одно правило-константа, которое говорит: успешные страны развиваются по своему собственному, ни на кого более не похожему пути с учетом собственной идентичности. Тогда как страны-аутсайдеры всегда слепо копируют чужой опыт.
История знала массу примеров, когда копирование завершается совершенно трагически.

Но вернемся к современным украинским реалиям. Грузия, Эстония, Сингапур, США, Канада, РФ, Литва, Польша... Этот список можно продолжать еще долго. И это список стран, опыт которых в тот или иной момент своего современного развития попыталась скопировать Украина в разных сферах: от здравоохранения и системы образования до борьбы с коррупцией, от оборонной стратегии до реформы полиции. Особый пик такого "копипаста" пришелся на последние пять лет правления постреволюционной элиты. С иностранных аналогов списаны сотни законодательных новел, созданы государственные, правоохранительные, антикоррупционные органы по лекалам из других стран. Но ничего из этого не работает успешно.

Все дело в том, что каждая страна уникальна в тех условиях развития, в которых она формируется. Эти условия сотканы из исторических особенностей, ментальности народов, населяющих страну, политических и геополитических условий, социальных правил, особенностей экономического развития, правовой системы.

Вспомним наиболее наглядный пример неудавшейся реформы полиции по грузинскому образцу.   В Грузии действительно реформа прошла успешно. Но какое население в этой стране? 3,7 млн, а сама Грузия сопоставима по размерам с одной областью Украины. В этом и заключалась базовая опасность, когда грузинский опыт пытались перенести в Украину.

Несколько лет подряд в Украине навязывается успешность эстонского опыта электронных выборов. И представители новой власти уже едут за тем, чтобы перенять опыт. И очень хочется верить, что будут это делать разумно, а не слепо копируя. Да, Эстония в 2007 и в 2019 году провела парламентские выборы, на которых также можно было голосовать удаленно. Но никто почему-то не учитывает, что это был в обоих случаях лишь пилот и что опять же численность избирателей в маленькой Эстонии - 900 тыс., тогда как в Украине - 30 млн. Система электронных выборов в Эстонии остро критикуется и внутри страны, и снаружи. Сначала критика раздавалась со стороны международных организаций, например, ОБСЕ. Позже, когда электронные выборы стали массовыми, подключились эксперты по кибербезопасности. Проблема - в недостаточной открытости исходного кода и отсутствии документации на английском (чтобы сторонние эксперты могли убедиться в ее безопасности). Были неоднократные прецеденты взлома системы.

Еще один пример заимствования чужого опыта в Украине - внедрение антикоррупционной реформы.   Антикоррупционные органы - САП, НАБУ, НАПК - созданные под чутким контролем и руководством США и МВФ, так и не продемонстрировали эффективности. Все потому, что опять не учли: практически слепое копирование зарубежного опыта, взятое на вооружение украинским законодателем, всегда имеет нулевой эффект!

Порой доходит и до абсурда. Совершенно свежий и наглядный пример из реформы здравоохранения, которая от общей концепции до подзаконных нормативных актов - скопирована с США. На днях разгорелся публичный скандал, который был вызван приказом Минздрава №1269. Новым документом отменили два старых протокола о неотложной помощи детям и о стандартизации документов по экстренной помощи. Вместо этого МОЗ принял новый протокол экстренного лечения пациентов. В тексте протокола встречается ссылка на официально утвержденный в США список инвалидностей. На следующей странице уже идет ссылка на американский закон, которому, видимо, предлагается следовать и украинским врачам. И таких отсылок к американскому законодательству по тексту - множество. Оказалось, что протокол попросту скопировали, переведя на украинский язык.

Очевидно, что Украина, если хочет быть успешна в собственных реформах, должна найти индивидуальный алгоритм, не похожий на опыт других стран.

Украине необходим не декларативный, а вполне конкретный и достаточно индивидуально сформулированный Стратегический документ, в котором будут четко выписаны все реформаторские приоритеты Украины на ближайший период, алгоритмы их реализации, ответственные за сектора реформ лица и государственные органы. Вместо постоянного перекраивания статей Конституции Украины, написания еще большего объема новых законодательных актов, хаотично заимствованных из иностранных практик, размытых политических обещаний - следует принять некую "Конституцию Реформ". И главное - подкрепить ее исполнение политической волей и ответственностью. Тогда народ Украины будет четко понимать, что обязуется сделать власть, которая сейчас монолитна как никогда, по какому направлению и кто ответственен. Вот тогда и реформы будут, и политические традиции начнут складываться, и ответственность у политиков появится. А успешные украинские реформаторы начнут ездить по миру с целью передать опыт менее успешным странам.

источник: http://www.bagnet.org/news/politics/403 … il-plastun